10 основных неприятностей, которые могут произойти с вами в открытом космосе

Опубликовано: 18-02-2014 | Рубрика: Наука

Сейчас быстрыми шагами развивается космический туризм, и вот уже взглянуть на нашу Землю со стороны могут не только космонавты, но и обычные люди. Если вы когда-нибудь подкопите денег и вздумаете слетать, например, на Марс, то вам необходимо знать о главных опасностях, которые могут произойти с человеком в открытом космосе.

1. Отсутствие кислорода. Казалось бы, ну уж на космической-то станции можно не волноваться? Можно. До тех пор, пока ее оболочка не будет каким-то образом повреждена (например, пролетавшим мимо астероидом). Воздух тут же устремится в пробоину, увлекая за собой в открытый космос и оборудование, и членов экипажа. Шансы уцелеть ничтожно малы: даже если вас не заденет каким-нибудь обломком, предстоит некоторое время дрейфовать в открытом космосе, пока не закончится запас кислорода в баллоне, которым оснащен ваш скафандр. Дрейфовать вы, собственно, продолжите…
  2. Опухание тела. Может возникнуть из-за воды, составляющей, как известно, большую часть человеческого тела. При отсутствии атмосферного давления она стремится к превращению в пар, и тело опухает, увеличиваясь в объеме иногда даже вдвое. Конечно, сквозь кожу пар не прорвется, но и без этого приятного, скажем прямо, немного.
  3. Солнечный свет. С чрезмерным воздействием солнца знакомы все – кто из нас хотя бы раз не обгорал на пляже? А что было бы, если бы пляж располагался ближе к нашему главному светилу? В открытом космосе человек подвергается огромному риску, ведь его не защищают ни атмосфера, ни озоновый «экран». Кожа моментально обугливается, сетчатка глаз сгорает, а если посчастливится выжить – велик риск развития в будущем рака кожи.
  4. Гипоксия. Находясь в вакууме, человек неизбежно умрет от удушья, но не из-за отсутствия воздуха – без атмосферного давления в нашей крови кислород разрушается, и клетки перестают усваивать новые порции воздуха. Наступает гипоксия, от удушья кожа приобретает синюшный оттенок, и жизнь человека обрывается уже через 10 секунд.
  5. Резкое снижение температуры тела. Как известно, что наш организм обладает способностью самостоятельно регулировать свой температурный режим – с помощью потоотделения. Однако в открытом космосе процесс активизируется – дыхательные пути, ротовая полость и глаза начинают резко отдавать влагу, и наступает переохлаждение.
  6. Декомпрессионная болезнь. При отсутствии атмосферного давления в крови не только разрушается кислород: молекулы прочих газов, к примеру, соединения азота закупоривают сосуды. В таком состоянии страшно болят суставы, а главное – образуются тромбы, которые становятся причиной судорог, инфаркта и остановки сердца.
  7. Снижение артериального давления. Как вы уже поняли, в открытом космосе тело человека деформируется. Это чревато созданием дополнительной нагрузки на сердце: оно будет пытаться поддерживать кровообращение в организме и прогонять кровь по видоизмененным кровеносным сосудам, однако довольно быстро устанет. Давление упадет, и человек умрет. Понять принцип работы сердца в этом случае не сложно: представьте себе, что вы пьете коктейль через соломинку, диаметр которой намного больше привычного. Вы бы тоже быстро устали, не так ли?
  8. Разгерметизация. Помимо всего прочего, в космосе вас может настигнуть и такая неприятность, как внезапная разгерметизация. Если вдруг космический аппарат будет поврежден, и вас начнет вытягивать в вакуум (выше мы уже представляли себе эту сцену), не пытайтесь набрать в легкие больше воздуха – это вам не в речку нырять. Дело в том, что разница внутреннего и внешнего давления просто разорвет легкие. Поэтому лучше выдохните – проживете на пару секунд дольше.
  9. Кипение крови. В открытом космосе это поэтичное выражение перестает быть метафорой. Может быть, вы слышали о том, что в горах при температуре ниже 100°C вода начинает кипеть? А все потому, что, чем ниже атмосферное давление, тем проще привести молекулы жидкости в движение, меньше тепловой энергии потребуется на то, чтобы перевести жидкость в парообразное состояние. Вот почему нахождение в вакууме так чревато: давление там отсутствует, и температуры тела вполне достаточно для кипения крови.
  10. Мутации на клеточном уровне. Еще одна опасность в открытом космосе (хоть и не такая явная, как, скажем, гипоксия)… В космосе ваш организм ежесекундно будут пронизывать элементарные частицы. Протоны, гамма-лучи и рентгеновское излучение сделают свое дело – они на клеточном уровне вызывают изменения в строении ДНК. После такого обретают сверхспособности только в фильмах, в жизни же реальнее развитие в будущем онкологических заболеваний и смерть от радиации.