6 удивительных космических открытий

Опубликовано: 20-11-2013 | Рубрика: Наука

Чем нас может удивить космос? В нашей Солнечной системе можно встретить только газовые шары и куски камня, до ближайшей звезды – световые годы… На самом деле в космосе еще масса интересного! Ученые обнаруживают там такие непостижимые вещи, которые даже не снились самым смелым фантастам и голливудским сценаристам.

1 Планета-алмаз. Сколько типов планет смогли навоображать себе создатели фантастических блокбастеров? От силы пять: ледяная планета (Хот из «Звездных войн»), лесная планета (Пандора из «Аватара»), планета-океан (Солярис), ну и еще пара каких-нибудь вулканических или пустынных планет. А мог ли кто-нибудь представить, что где-то во Вселенной есть планета, полностью состоящая… из алмаза?

Это – PSR J1719-1438 b, одна из 700 планет, находящихся за пределами Солнечной системы, которые ученые смогли исследовать. Как она появилась? Когда-то планета-алмаз была частью двойной звезды. Большая звезда взорвалась, превратившись в сверхновую, оставив пульсар и звездный карлик. Пульсар присвоил остатки материи карлика, оставив при нем углеродное ядро. А ведь углероду для превращения в алмаз и нужно-то всего ничего – нужный баланс давления и температуры. Эти условия совпали, и бывшая звезда кристаллизовалась, став драгоценностью вселенского масштаба. По слухам, ее не прочь купить шейх Дубая, так что в данном случае ему в прямом смысле слова захотелось звезду с неба.

2 Дождевое облако. В фильмах о космосе воды вы не увидите. И действительно, откуда ей там взяться? Однако астрономы нашли-таки огромное скопление водяного пара – космическую тучу, которая дрейфует в мировом пространстве. Кстати, какие у вас ассоциации со словом «огромная»? Нет, не с Тихий океан – эта космическая туча по размеру в 100 000 раз больше Солнца, а воды в ней в 140 триллионов раз больше, чем во всех водоемах Земли. Откуда она взялась? Астрофизики выдвинули гипотезу, что в центре этого облака находится всепожирающая черная дыра, однако вместо того, чтобы выбрасывать энергию, она почему-то испускает водяной пар. Почему так – для ученых остается загадкой.

3 Молнии в космосе. Ученые давно знали, что молнии можно наблюдать не только на Земле, но и, например, на Сатурне, Марсе. Однако лишь недавно оказалось, что они могут возникать не только в атмосфере планет, но и прямо в космосе. Мощность их разрядов в триллионы раз выше, чем мощность разрядов земной молнии. В районе галактики 3C303, например, была замечена огромная молния – ее длина равняется 150 тыс. световых лет, т.е. вполовину длиннее Млечного пути. Виной всему, по-видимому, опять же черная дыра, которая находится в центре галактики 3C303. Судя по всему, она имеет очень сильное магнитное поле, генерирующее электрическую энергию и создавая этот гигантский электрический разряд, замеченный учеными.

4 Холодная звезда. Помните старую-старую песню группы «Земляне», где упоминаются звезды, которые «хоть ближе, но все так же холодны»? Оказывается, это не просто поэтическая метафора, и во Вселенной действительно есть холодные звезды.

Нам сложно представить это: все мы знаем, что Солнце – самая близкая и понятная нам звезда – имеет температуру поверхности около 6000 градусов Цельсия, а температура его короны (верхних слоев атмосферы Солнца) и вовсе доходит до нескольких миллионов градусов. И все же, как оказалось, не все звезды так горячи. Не так давно астрономы обнаружили звезду CFBDSIR 1458 10b, которая лишь на 20 градусов горячее, чем чашка кофе – 97 градусов Цельсия. Дальше – больше: через 5 месяцев была найдена звезда WISE 1828+2650. Условия здесь – практически курорт, всего-то 25 градусов!

Откуда берутся холодные звезды? Их существует целая группа, они считаются коричневыми карликами, и WISE 1828+2650 – лишь одна из них. Они начинают свою жизнь как обычные звезды, но их масса очень мала, ее хватает лишь на поддержание синтеза водорода, чтобы кое-как излучать свет и тепло. Астрономы шутят, что называют их звездами исключительно из чувства жалости.

5 Звезда, которая в 1500 раз больше Солнца. Самая большая сложность в наших попытках понять хоть что-то о космосе – это отказ человеческого воображения представить размер космических масштабов. Только подумайте: Солнце в 109 раз больше нашей планеты, на его долю приходится 99% массы всех объектов Солнечной системы (и это учитывая гиганта Юпитера!). Но по сравнению с другими звездами, разбросанными по Вселенной, наше Солнце – попросту малыш. Ученые обнаружили звезду, которая больше его в 1500 раз! Это – VY Большого пса, красный гипергигант, его диаметр составляет приблизительно 2,9 млрд километров! Она настолько огромна, что собственному свету этой звезды понадобилось бы 16 часов, чтобы ее облететь. Кстати, впечатляют не только ее размеры – VY Большого пса в миллионы раз ярче Солнца. Почему и как она «разрослась» до таких впечатляющих размеров, сказать пока трудно.

6 Колоссальный пузырь из начала мира. Эйнштейн научил нас, что время и пространство относительны. Это помогает осознать, что даже солнце в небе – это образец 8-минутной давности, поэтому, глядя на него, мы фактически смотрим в прошлое. А ведь в космосе мы тоже можем увидеть прошлое, только гораздо более древнее. Это становится возможным по мере увеличения мощности телескопов. Недавно в самый мощный из них разглядели нечто, что просто потрясает воображение – гигантский газовый пузырь, длина которого равняется 200 млн световых лет. Он находится настолько далеко от нас, что свет добирается к нам оттуда лишь за 12 млрд световых лет. А теперь внимание: это означает, что наблюдаемый газовый пузырь сформировался спустя каких-нибудь пару миллиардов лет после пресловутого Большого взрыва.

Это газовое облако имеет множество щупалец, внутри которых находятся галактики и другие газовые облака, причем некоторые из них имеют длину до 400 тыс. световых лет, и все эти галактики плотно стиснуты внутри гигантской структуры, расстояние между ними в среднем в 4 раза меньше, чем между большинством обычных галактик. Необычно? Это космическое чудо, родившееся лишь ненамного позже нашего мира, получило абсолютно заурядное название «галактический протокластер EQ J221734.0+001701».