Бозон Хиггса  — ключ к немыслимым открытиям

Бозон Хиггса — ключ к немыслимым открытиям

Опубликовано: 24-09-2017 | Рубрика: Наука

Бозон Хиггса – это частица, отвечающая за массу материи. Его открытие в июле 2012 года CERN (Европейская организация ядерных исследований, Женева) приветствовал очень бурно, один из ученых CERN – Альберт де Роек – даже сравнивает открытие бозона Хиггса с открытием электричества. Именно ради бозона Хиггса и был построен Большой андронный коллайдер. Ученые строят смелые предположения о том, что, если удастся «отключить» бозон Хиггса, то станут вполне возможны левитация, телепорт и перемещения в пространстве со скоростью света. Считается, что он откроет путь к «новой физике», которая поможет ответить на важные вопросы, которые не по силам теперешней науке: например, почему видимая часть Вселенной составляет лишь 4% от общей материи.

Масса бозона Хиггса – примерно 126 ГэВ, как масса 126 протонов. О его существовании узнали после тщательного анализа огромного количества данных, собранных БАК с декабря 2011 года. Позже, с апреля по июнь 2012 года коллайдер собрал больше данных, чем за весь пердыдущий год, как утверждает CERN. Благодаря повышению его эффективности удалось выделить хиггсоподобные события из миллионов столкновений частиц, происходящих ежесекундно.

Существование этой частицы было предсказано еще в далеком 1964 году, а свое название она получила в честь Питера Хиггса, британского физика. Функция бозона Хиггса – это обеспечение других элементарных частиц массой: их массу определяет степень их взаимодействия с этим бозоном.

Это открытие стало краеугольным камнем в исследовании фундаментальных взаимодействий элементарных частиц. Почему? С одной стороны, этот бозон – это последний элемент головоломки Стандартной модели физики частиц. А с другой стороны, физикам никак не удается объяснить полученные данные: его масса может объясняться только случайностью, тонкой настройкой физических констант во Вселенной (точность – один к одному квадриллиону). То есть теперь остается либо поверить в такую маловероятную случайность, либо полностью пересмотреть Стандартную модель.

Но окончательно вопрос, соответствует ли эта находка Стандартной модели, решится лишь в 2015 году, когда Большой андронный коллайдер заработает на новых мощностях и сможет собрать больше данных. Может быть, бозон Хиггса является неким мостом между привычной нам материей, из которой состоят атомы, и все еще не обнаруженной темной материей. Он поможет понять, каким был наш мир в 1-ю миллионную долю секунды своего существования, сразу после Большого взрыва. О том, чтобы понять, каким он был до, пока и речи нет.