Исследования Плутона 2015: от «Новых Горизонтов» дух захватывает!

Опубликовано: 24-07-2015 | Рубрика: Наука

Казалось бы, не так давно мы поражались посадке на Марсе марсохода «Кьюриосити» и возможностям исследования Красной планеты, и вот 2015 год приносит новые сногсшибательные новости: благодаря запуску космического корабля с очень «говорящим» названием «Новые горизонты» уже осуществляется исследование самой дальней планеты Солнечной системы, которая, казалось, так и останется загадкой – Плутона! Удивительные космические открытия продолжаются…

Программа «Новые рубежи»

Ну, это только широкий круг обывателей только-только узнал о таких сногсшибательных исследованиях: знающие люди в курсе, что исследование Плутона и его спутника Харона – это конечная цель масштабной программы NASA под названим «Новые Рубежи», а космический корабль был запущен 19 января 2006 года с мыса Канаверал.

К слову, разработки этого космического аппарата велись еще с 90-х годов, но в 2000-2002 годах проект пережил трудные времена: финансирование было урезано, так как правительство США отдало приоритет исследованиям Луны и Марса. Что ж, Плутон все-таки дождался!

Космическая миссия аппарата «Новые Горизонты» имеет срок 15-17 лет, продлится до 2026 года, и по пути к Плутону корабль в соответствии со своей программой он посмотрел Марс и Юпитер, пересек орбиту Урана и Сатурна, пролетел близко к Нептуну и опробовал на нем новейшую камеру LORRY, «потренировавшись» перед съемками Плутона. И, раз уж мы заговорили о камере, пора рассказать о технических характеристиках корабля «Новые Горизонты».

О космическом корабле «Новые Горизонты»

Аппарат имеет не только камеру LORRI (разрешение — 5 микрорадиан), способную на детальную съемку на большом расстоянии, но и прочие приспособления: спектрометр, предназначенный для поиска нейтральных атомов; а также радиоспектрометром, который поможет в изучении атмосферы, массы и тепловых свойств Плутона, Харона и небесного объекта VNH0004. Также он оснащен мощными антеннами и усилителями для связи с Землей. Правда, скорость передачи информации с орбиты Плутона составляет всего лишь 1 мегабайт в час, но на сегодняшний день это и так достижение, и ученые получают уникальную информацию, в том числе первые снимки Плутона и его спутника.

Сам космический аппарат имеет довольно-таки небольшие размеры: 2,2×2,7×3,2 м и весит 478 кг вместе с топливом.New_Horizons_03

Итак, а теперь припомним маршрут аппарата «Новые Горизонты» за годы выполнения его миссии.

Маршрут космического корабля «New Horizons»:

• 19 января 2006 г. – старт с мыса Канаверал, с помощью мощной ракеты-носителя под названием «Атлас-5»;
  • 7 апреля 2006 г. – проход орбиты Марса;
  • 11 июня 2006 г. – проход около астероида 132524 APL на расстоянии 110 000 км;
  • 28 февраля 2007 г. – приближение к Юпитеру, фотографирование планеты и его спутника Ио в высоком качестве (на снимке отчетливо видно даже извержение вулкана);
  • 8 июня 2008 г. – проход орбиты Сатурна;
  • 30 июля 2010 г.- аппарат подошел к Нептуну на расстояние 23,2 а. е. и провел фотосъемку самой планеты и его спутника Тритон;
  • 18 марта 2011 г. — пересечение орбиты Урана;
  • 10 января 2013 г. – успешный сеанс связи с «Новыми Горизонтами», загрузка нового программного обеспечения;
  • октябрь 2013 г. – нахождение на расстоянии в 5 а. е. от Плутона;
  • 25 августа 2014 г. — пересечение орбиты Нептуна;
  • февраль 2015 г. – начало наблюдений за Плутоном;
  • 14 июля 2015 г. – максимальное приближение к самой дальней планете – Плутону. «Новые Горизонты» прошел между ним и Хароном, несколько дней исследовал их с очень близкого расстояния.New_Horizons_Pluto_1-450x321

Итак, что сейчас?

Задача космической миссии выполнена. Далее, с 2016 по 2026 год, «Новые Горизонты», вероятнее всего, будет исследовать пояс Койпера – область Солнечной системы оторбиты Нептуна до расстояния в 55 а. е. от Солнца. Он похож на астероидное кольцо, так как тоже состоит из малых тел, но гораздо шире и массивнее.

Не сказать, чтобы его исследования представляли такой же интерес для науки, как исследования Плутона, но, раз уж «Новые Горизонты» прошел путь в 5 млрд километров и продолжительностью в 9 лет, пусть поисследует – чтобы дважды не летать, как говорится…

Шутки шутками, но на самом деле считается, что в поясе Койпера вращаются фрагменты материи, которая послужила строительным материалом и для Плутона, и для его спутника, поэтому исследование этих обломков поможет узнать историю возникновения этой планеты, то есть, по сути, узнать то, о чем уже не узнаешь по самому Плутону. Дело в том, что на его поверхности азотный лед испаряется так быстро, что следы рельефа планеты пропадают за очень короткий срок, и становится невозможно проследить историю возникновения кратеров, впадин и т.д. Об этом сообщили американские ученые в журнале Icarus.

Возможно, с борта аппарата еще придут неожиданные фотоснимки и интригующие данные! Мало ли, что находится там, за самой загадочной (до недавнего времени) планетой Солнечной системы…