Прошел год после посадки Curiosity на Марс

Опубликовано: 01-08-2013 | Рубрика: Наука

6 августа 2012 года на Марсе совершил посадку ровер последнего поколения, который называется «Curiosity», т.е. «Любопытство». Вспомним об этом марсоходе.

До этого важного события марсоходов было три, и все американские. Это были геологические аппараты, не снабженные анализаторами биологического вещества. Они позволяли исследовать структуру и происхождение пород. Это нужно было для того, чтобы узнать – была ли на Марсе вода в то время, когда формировались эти породы. Исследования показали: скорее всего, была, так как образование некоторых из них невозможно без воды.

Curiosity4

Последние 8 лет на последних двух роверах – «Spirit» и «Opportunity» – проводился непрерывный мониторинг климата, постоянно передавались фото с марсохода, поэтому сейчас хорошо известны климат, плотность атмосферы, скорость ветра Марса.

Новый «Curiosity» – это самый крупный аппарат, на Земле его вес равен 900 кг. «Curiosity» оснащен научной техникой последнего поколения. Из новшеств: дистанционный анализатор химического состава и инфракрасный лазер, радиус действия которого – 10-12 метров. Это оборудование позволит существенно расширить диапазон исследований. Если раньше геологи рассматривали образцы породы только на фотографиях, передаваемых с Марса, то сейчас смогут, управляя лазерным лучом, измерять химический состав породы.Curiosity3

А самое главное – на новом ровере есть биологическое оборудование для обнаружения существовавшей(либо существующей) жизни. Попытки выяснить, есть ли жизнь на Марсе, уже предпринимались – два американских «Викинга», побывавшие на Марсе в 1976 году, были оснащены биологическим комплексом, и датчики показали, что поверхность «красной планеты» стерильна. Но «Curiosity» оборудован гораздо более мощными приборами, анализирующими не только химический состав вещества, но и его молекулярную структуру.

Усовершенствована система передачи данных на Землю – 17 видеокамер позволят вести документальную съемку, передавая эти данные 1 раз в сутки через орбитальный аппарат. Такие съемки намного интереснее, чем статичные фото с марсохода.

Curiosity2

Также «фишка» нового аппарата – это рука-манипулятор, способная вытягиваться на 2-2,5 м. Она оснащена комплексом геологических приборов: сверлами, терками, скребками и даже микроскопом. Взяв пробу грунта, рука загрузит ее внутрь аппарата, где в автоматических лабораториях будет проводиться химический и рентгено-структурный анализ.

Интересно даже место посадки, выбранное для этого чуда техники – кратер Гейла, образовавшийся вследствие падения метеорита на поверхность Марса. Диаметр этого кратера – 150 метров, а в его центре возвышается гора. Она образовалась при ударе метеорита – сначала появилась яма, потом вещество вернулось на место, волна пошла к центру, и на поверхность вышли нижележащие породы.

А это значит, что марсоход сможет не копая проанализировать глубинные слои марсианской породы. Это станет интереснейшим материалом для исследований ученых, которые смогут по геологическим образцам рассказать многомиллионную историю Марса.